Рязанская региональная общественная организация
по поддержке пассажирских перевозчиков «Содействие»

Поиск по сайту
Партнеры

Они хотели зарабатывать и ни с кем не делиться

30.10.2018

Призывы перестать «работать на дядю» и взять карьеру в собственные руки слышны на каждом углу последние несколько лет. Еще недавно был только один вариант добиться трудовой независимости — открыть свой бизнес. Но потом все изменилось, и миллионы людей по всему миру вдруг начали продавать себя и свои умения тем, кому они необходимы, благодаря цифровым сервисам. Однако оказалось, что и у нового порядка есть свои недостатки. С каждым месяцем число его сторонников сокращается: доходы фрилансеров падают, в то время как власти давят непопулярными законодательными инициативами. Несбывшаяся революция на рынке труда — в материале «Ленты.ру».

Пролетарии объединились

Конец 2000-х годов стал во многом переломным для мировой экономики. После глобального кризиса не только банки стали внимательнее оценивать потенциальных заемщиков (которые во многом и стали главной причиной проблем) — люди по всему миру пересмотрели свой подход к работе и заработку. Миллионы человек остались без работы, другие уволились сами, решив, что надежнее и лучше иметь доход, не зависящий от одного работодателя. И для этого вовсе необязательно открывать свой бизнес — достаточно фриланса. Сам по себе он был известен и до кризиса, но тут подоспели новые технологии, которые коренным образом изменили его природу.

Первопроходцем еще в 2008-м стал сервис аренды жилья Airbnb. Но имя новому явлению дал не он, а служба заказа такси Uber. Ее принципиальное отличие от конкурентов заключается в том, что водители и пассажиры связываются между собой практически напрямую, при минимальном посредничестве самого сервиса. Обе стороны устанавливают себе приложение и через него договариваются о времени, маршруте и стоимости поездки. При этом Uber не владеет собственными автомобилями, никого не нанимает в штат и вообще не считает себя таксопарком, формально он предоставляет шоферам и их клиентам только информационные услуги, а взамен получает комиссию от стоимости каждой поездки. Такой принцип работы получил название «уберизация», хотя за рубежом более распространен термин gig economy, не имеющий адекватного перевода на русский. Это одновременно и состояние экономики, когда компании больше ориентируются на временную рабочую силу, экономя на офисах и соцпакетах, и образ жизни, основанный на отказе от построения карьеры в ее традиционном понимании.

Начало 2010-х стало временем расцвета гиг-сервисов. В октябре 2012 года средний ежемесячный заработок водителя Uber (и его главного конкурента Lyft) в США составлял 1535 долларов. Опыт начали перенимать специалисты из других сфер — от IT до ЖКХ, захотевшие больше самостоятельности. Бизнесмены, поняв, что на этом можно зарабатывать, создавали для них отдельные сервисы. Например, на YourMechanic можно заказать на дом сертифицированного мастера, который отремонтирует автомобиль, на Handy — уборщика. А на TaskRabbit и HomeAdvisor (российские аналоги — «Ремонтник.ру» и Profi.ru) найдутся специалисты, готовые выполнить любую работу по дому. С помощью приложения и сайта Turo можно арендовать временно ненужную владельцу машину.