Рязанская региональная общественная организация
по поддержке пассажирских перевозчиков «Содействие»

Поиск по сайту
Партнеры

Счетчик тикает: развитие такси знаменует прогресс

26.12.2018

Как сообщает издание Shine, некоторые социологи утверждают, что экономическое развитие страны можно отследить по развитию местного транспорта.

За последние 40 лет Китай прошел путь от крупнейшего в мире государства велосипедов до крупнейшего покупателя автомобилей. Теперь на повестке дня находится внедрение электромобилей. На прошлогодней выставке China International Import Expo в Шанхае было представлено 350 электромобилей Roewe, которые будут использоваться в основном в качестве такси.

Таксомоторная отрасль является примером модернизации местного транспорта за последние четыре десятилетия. Когда Китай впервые начал реформы и политику открытости, мало кто мог себе представить, что такси станет неотъемлемой частью повседневной жизни.

«Обычные люди в 70-х годах никогда не ездили на такси», — рассказывает 63-летний Гао Ян (Gao Yang), бывший начальник диспетчерской службы такси «Цяншэн», который ушел на пенсию в 2016 году. «Это было крайне экстравагантно».

Гао стал таксистом в 1973 году, одним из 10 тогдашних претендентов на престижную работу за рулем «шанхайского седана». Стоимость проезда составляла 1,5 юаня (22 цента США), что тогда было очень дорого для большинства людей.

«Большинство моих клиентов были иностранцы или знаменитости», — продолжает Гао. В то время не было такого понятия, как «поймать такси на улице». Люди, желающие взять такси, должны были пойти на стоянку такси или заказать его по телефону. В 1978 году Гао был переведен в диспетчерскую для управления заказами.

Ему также приходилось много перемещаться по городу, чтобы делать навигационные подсказки для водителей и диспетчеров.

«С 1970-х по 90-е годы мы сделали 14 рукописных навигационных журналов, записывая почти каждую улицу Шанхая, какой бы маленькой и незаметной она ни была».

В журналах были записаны все достопримечательности, магазины, киоски, почтовые ящики и даже телефонные столбы на каждой улице. Тогда диспетчеры должны были запомнить всю эту информацию.

«Иногда мы катались на велосипедах по лабиринтам переулков и дорожек в районе Нанши, который сейчас входит в состав Хуанпу, записывая все нюансы», — говорит Гао. «Иногда мы садились на автобус, ехали до вокзала до вокзала, а потом шли пешком до центра города».

Гао вспоминает летний день, когда он приехал на автобусе № 69 в гостиницу «Сидзяо» на западе города, а затем пешком вернулся в храм Цзинъань, чтобы описать маршрут. Также была 16-километровая прогулка от аэропорта Хуньцяо до Бунда.

Спрос на такси резко вырастал по мере того, как экономическое развитие страны привлекало в город все больше предприятий и иностранцев. В начале 1980-х годов Шанхай ввел сотни моторизированных трициклов в качестве доступных такси со стоимостью 0,3 юаня. Местные жители называли их «маленькими черепашками». Чэн Жаовэй (Chen Zhaowei) был одним из первых водителей трехколесного такси в 1981 году. В прошлом месяце он ушел на пенсию, в своей старой форме таксиста он попрощался с коллегами.

такси в Китае

«Однажды беременной женщине понадобилось попасть в больницу», — рассказал Чэн. «Я приехал забрать ее. Но прежде чем мы добрались до больницы, женщина родила в кузове моего трехколесного такси. Нам повезло, что роды прошли без осложнений», — улыбается Чэн. «Но было очевидно, что нам нужна система такси получше».

Действительно, спрос на более качественные и быстрые услуги такси превысил предложение. В 1985 году правительство Шанхая вывело на улицы города около 500 седанов и минивэнов такси. Чэн получил минивэн Tianjin Daihatsu.

такси в Китае

В то время в машинах не было таксометров, что позволяло недобросовестным водителям взимать завышенную плату с пассажиров.

«Был инцидент, который разозлил тогдашнего мэра Шанхая Жу Рунги (Zhu Rongji)», — вспоминает Чэн. «За поездку, которая должна была стоить около 40 юаней, бизнесмен из другого города заплатил 200 юаней». Жу потребовал капитального изменения отрасли. Все частные такси были закрыты, и таксометры были установлены в каждом автомобиле.

Китайский флейтист Лу Чанлинг (Lu Chunling) однажды забыл свой инструмент в машине Чэна. Чэн поехал обратно, чтобы вернуть его ему. Лу послал Чэну открытку с благодарностью.

«Лу скончался в начале этого года», — говорит Чэн. «Я хранил открытку с благодарностью все эти годы, чтобы напоминать себе, что я должен быть честным и верным».

По мере того как экономические реформы повышали уровень жизни в Шанхае, такси стали привычным видом транспорта. В 1990-е годы проезд на седанах Volkswagen Santana составлял 10,8 юаней.

«Это были лучшие времена для таксистов», — говорит Гао. «Они зарабатывали в 10 раз больше, чем средняя зарплата рабочего в 400 юаней в месяц». Когда Чэн впервые получил минивэн Daihatsu, в Шанхае было всего около 140 000 автомобилей. Сегодня их число превышает 3,5 миллиона.

Чтобы вызвать такси больше не требуется стоять на обочине, размахивания руками. В цифровую эпоху такси вызывают через Интернет с помощью таких приложений, как Didi. После того, как Чэн вышел на пенсию, он еще не совсем понял, как пользоваться Didi, признаётся бывший таксист.

«Молодые люди теперь редко ловят такси на улицах. Люди заходят в свои смартфоны вместо того, чтобы ехать на стоянку такси, как в 1980-х годах. Но конкуренция — это хорошо. Это улучшает качество наших услуг».

такси в Китае

Таксопарк на улице Цзюцзян, район Хуанпу, в 1980-х годах

такси в Китае

Навигационные журналы, которые Гао Ян и его коллеги делали годами. Он стал свидетелем городского развития города после реформы и открытия

Источник:  TaxiLife