Рязанская региональная общественная организация
по поддержке пассажирских перевозчиков «Содействие»

Поиск по сайту
Партнеры

Такси: что заложено в названии?

24.09.2019

Стив Кентон, издание Taxi-point

Может ли индустрия такси вернуть себе свое имя или уже слишком поздно?

Слово «Такси» является синонимом индустрии Hackney Carriage (Хакни-карета/наёмный экипаж – примечание TaxiLife), но откуда появилось это название и почему оно должно ревностно охраняться отраслью в эпоху, когда границы видов коммерческого транспорта размыты и запутаны многочисленными факторами.

Начнем с того, что вопрос должен быть не в том, откуда пришло название, а в том, что такое такси.

Что бы правильно понимать термин «Такси», надо знать, что оно является типом транспортного средства, которым управляет человек, чтобы транспортировать одного или группы людей посредством найма за вознаграждение до указанного ими пункта назначения по оптимальному маршруту.

Отсутствие заранее определенного пункта назначения и маршрута означает, что такси значительно отличается от других видов общественного транспорта.

Несмотря на то, что существуют различные определения того, что такое такси, в настоящее время слово становится обобщённым, а не конкретным в большинстве частей земного шара, однако общепризнано, что такси в его истинном определении — это «Хакни-карета».

В отношении автомобилей термин «Такси» был впервые использован в Лондоне еще в 1907 году. Принято считать, что его этимология происходит от слияния слов «таксометр» и «кабриолет» («taximeter» и «cabriolet»).

Тем не менее, мы должны обратиться к немецкому, греческому, латинскому и французскому словарю, чтобы обнаружить его истинную идентичность.

Слово «таксометр» само по себе является адаптацией немецкого слова «taxameter», которое, в свою очередь, является вариантом немецкого слова «taxanom».

«Taxe» — это сокращенная версия «taxanom», означающая налог или сбор, однако латинское слово «taxa» также означает налог или сбор.

При этом, слово «taxi» может иметь корни и в древнегреческом языке через слово «taxidi», означающее «путешествие».

Производная от слова «meter» — чуть более легкий термин, происхождение которого взято из греческого слова «metron», означающего «мера».

Наконец, у нас есть слово «кабриолет», являющееся видом конной повозки, образованное от французского слова «cabriolet», означающего «прыжок».

Оно, в свою очередь, происходит от итальянского слова «capriolare», что означает «прыгать», а оно, в конечном счёте, происходит от латинского слова «capreolus» («косуля»).

В 1605 году в Лондоне была предоставлена первая, документально подтвержденная услуга по перевозке пассажиров в Хакни.

К 1625 году в Лондоне стали доступны прокатные экипажи, а в 1636 году на Стрэнде (центральная улица Лондона – примечание TaxiLife) появилось первое такси.

В 1635 году был принят Закон о перевозке Хакни, которым Парламент узаконил конные повозки на прокат.

В 1654 году Парламент законодательно утвердил правила, регулирующие работу кучеров в Лондоне. Первые лицензии на перевозку Хакни были выданы в 1662 году.

В попытке передвигаться по улицам Лондона, стоящим в пробках, возникших в девятнадцатом веке (да, да, у них уже были пробки в то время) Джозеф Хэнсом, архитектор из Йорка, спроектировал двухколесное транспортное средство, которое было достаточно маневренным для безопасного проезда по лондонским дорогам и намного быстрее, чем четырехколесные хакни-кареты. Оно было впервые замечено в 1834 году и впоследствии заменило его гораздо более крупный, более громоздкий аналог.

В конце 19-го века Уолтер С. Берси разработал и выпустил на рынок первую электрическую кабину, которая дебютировала на улицах Лондона в 1897 году. Благодаря низкому шуму она получила прозвище «The Hummingbird» («Колибри»).

На протяжении многих десятилетий такси по всему миру развивались благодаря использованию транспортных средств с бензиновыми и дизельными двигателями, а затем и гибридов, а также, работающих на сжиженном нефтяном газе, прежде чем пройти почти полный круг и снова вернуться к электроприводам.

Такси могут наниматься на обочине дороги или на специально выделенных стоянках для них, в отличие от частного арендованного автомобиля, который можно заказать только через систему предварительного бронирования.

Слово «Такси», хотя и используется в Великобритании в общем понимании, но очень специфично для Лондона. Никакой частной компании по прокату автомобилей в столичном районе Лондона не разрешается использовать это слово для описания своих услуг. Его использование может привести к тому, что лицензия человека или оператора будет поставлена ​​под сомнение.

За пределами Лондона границы термина стали размытыми, отчасти из-за отсутствия законодательства, описывающего формулировку «такси».

В отношении термина нет товарного знака, несмотря на принципиальные различия между такси и частным прокатом. В результате, индустрия безнаказанно использовала это название в частной аренде, и теперь стало общепринятым называть частный автомобиль на прокат «такси».

В результате этого индустрия такси в Лондоне постепенно замечает, что общественность и СМИ активно применяют слово, чтобы описать частные арендованные транспортные средства, из-за того, что отрасль такси, похоже, не может решить эту проблему.

Таким образом, несмотря на то, что между этими двумя отраслями существуют четкие различия, можно утверждать, что если не ввести чёткие определения в закон, термин «такси» может в конечном итоге быть утерян для его законного владельца, главным образом из-за восприятия сторон вне индустрии такси и частного проката.

Источник:  TaxiLife